Вход



Регистрация | Забыли свой пароль?

Комментарии

Новые пользователи


Игорь Кожурин

георгий давыдов

davydova oksana

эльмира галиева

ян мохов

Александр Головин и Федор Федоровский вместе отмечают юбилей


Третьяковская галерея отметила юбилеи знаменитых театральных художников персональными выставками

Александр Головин и Федор Федоровский вместе отмечают юбилей

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна (опера А.Н. Серова «Юдифь»). 1908. Холст, темпера, пастель. 163,5х212. Государственная Третьяковская галерея. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

В филиале Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу проходят две юбилейные выставки: «Фантазии Серебряного века» к 150-летию Александра Головина и «Легенда Большого театра» к 130-летию Федора Федоровского.

Экспозиция «Фантазии Серебряного века» представляет уникальное собрание работ Головина: примерно 300 предметов из собраний более чем 20 музеев разных городов России.

Выставка многообразна так же, как и творческое дарование Александра Яковлевича. На ней впервые широко представлены работы автора в области декоративно-прикладного искусства — майоликовые блюда с диковинными жар-птицами, большие братины (сосуды для питья) в виде куриц, эскизы керамического панно для здания гостиницы «Метрополь», декор. Его Головин разрабатывал вместе с художником Сергеем Чехониным.

Братина «Курица». Майолика, рельеф, роспись, глазурь. 37 х 55,5 х 25. Государственная Третьяковская галерея

Братина «Курица». Майолика, рельеф, роспись, глазурь. 37 х 55,5 х 25. Государственная Третьяковская галерея

Пресс-служба Третьяковской галереи

Декоративное блюдо «Жар-птица». Майолика, рельеф, эмаль, глазурь. 64 х 50. Государственная Третьяковская галерея

Декоративное блюдо «Жар-птица». Майолика, рельеф, эмаль, глазурь. 64 х 50. Государственная Третьяковская галерея

Пресс-служба Третьяковской галереи

Центральный раздел выставки составляют работы Головина, связанные с театральным искусством. В этой части экспозиции есть еще один герой — Всеволод Мейерхольд, с которым Александр Яковлевич осуществил множество совместных проектов. Они работали над операми «Орфей и Эвридика», «Каменный гость», «Борис Годунов», драматическими спектаклями «Дон Жуан» и «Маскарад». Большая часть «театральных» экспонатов связана именно с этими постановками.

Умбрийская долина. Середина 1910-х.  Холст, темпера, пастель. 136 х 143. Государственная Третьяковская галерея

Умбрийская долина. Середина 1910-х. Холст, темпера, пастель. 136 х 143. Государственная Третьяковская галерея

Пресс-служба Третьяковской галереи

Другие работы Головина — портреты, пейзажи и натюрморты — несут на себе отпечаток его театрального мышления и «образа жизни». Герои — директора театров и руководители технических цехов, балерины и оперные певцы.

На выставке можно увидеть два знаменитых портрета Федора Шаляпина. На первом он в образе царя Бориса Годунова из одноименной оперы Мусоргского, на втором — в роли Олоферна из оперы «Юдифь» Серова.

В зале, посвященном творчеству Головина, расположена лестница, спустившись по которой попадаешь в мир другого художника — Федора Федоровского.

Федоровский Ф.Ф. "Венчание на царство". Эскиз декорации к спектаклю. 1949. "Борис Годунов" (опера М.П.Мусоргского). Режиссер Л.В. Баратов, Дирижер Н.С. Голованов. Большой театр. Холст, масло. 94 x 125. Третьяковская галерея

Федоровский Ф.Ф. "Венчание на царство". Эскиз декорации к спектаклю. 1949. "Борис Годунов" (опера М.П.Мусоргского). Режиссер Л.В. Баратов, Дирижер Н.С. Голованов. Большой театр. Холст, масло. 94 x 125. Третьяковская галерея

Пресс-служба Третьяковской галереи

В его творчестве театр тоже занимал центральное место. На протяжении более чем 30 лет Федоровский являлся главным художником Большого театра. Именно по его эскизам, которые представлены на выставке в Третьяковке, было создано несколько версий знаменитого занавеса главного театра страны.

В залах выставлены эскизы Федоровского к операм «Кармен» Бизе, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Псковитянка» и «Садко» Римского-Корсакова. Работе Федоровского над оперой «Борис Годунов» в постановке Владимира Лосского посвящен самый большой раздел экспозиции. Помимо многочисленных эскизов и макета декораций в нем представлен целый ряд костюмов, в числе которых — облачение царя и роскошное голубое платье Марины Мнишек, сшитое на Ирину Архипову.

Экспозиции открыты до августа.

Федоровский Ф.Ф. "Царь Борис". Эскиз костюма царя. 1927. "Борис Годунов" (опера М.Мусоргского). Режиссер В.А. Лосский, Дирижер А.М. Пазовский. Большой театр. Бумага, гуашь, графитный карандаш. 70,5 x 53. Третьяковская галерея 5.   Федоровский Ф.Ф. Эскиз костюма "Танцовщицы. Три танцующие женские фигуры" к неосуществленному балету "Баядерка"  Л.Минкуса. 1928.  Картон, бумага, акварель, белила, золотая краска.43 X 60. Музей Большого театра России

Федоровский Ф.Ф. "Царь Борис". Эскиз костюма царя. 1927. "Борис Годунов" (опера М.Мусоргского). Режиссер В.А. Лосский, Дирижер А.М. Пазовский. Большой театр. Бумага, гуашь, графитный карандаш. 70,5 x 53. Третьяковская галерея 5. Федоровский Ф.Ф. Эскиз костюма "Танцовщицы. Три танцующие женские фигуры" к неосуществленному балету "Баядерка" Л.Минкуса. 1928. Картон, бумага, акварель, белила, золотая краска.43 X 60. Музей Большого театра России

Пресс-служба Третьяковской галереи

Домино. Костюм к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в постановке В.Э. Мейерхольда. 1917. Тафта, хлопчатобумажная диагональ, канаус, бархат хлопчатобумажный, кружево, машинная вышивка, аппликация. Музей Александринского театра (Музей Русской драмы).

Домино. Костюм к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в постановке В.Э. Мейерхольда. 1917. Тафта, хлопчатобумажная диагональ, канаус, бархат хлопчатобумажный, кружево, машинная вышивка, аппликация. Музей Александринского театра (Музей Русской драмы).

Пресс-служба Третьяковской галереи

Комментарии:

Добавление комментария



Проверочный код: